Бурятские племена
Бурятские племена
Хори

Потомки племени хори - нынешние хоринские буряты, как называют также бурят, проживающих в Хоринском районе Бурятии, самые многочисленные из бурят. Считается, что хори пришли из Предбайкалья вместе с племенем первопредка монголов Буртэ-Шоно. Тогда хори носили тотемное имя нохой (собака). Хори-буряты стали причислять себя к бурятам, и называться так только по приходу русских. До этого хори представляли обособленное племя, с давней историей. До этого их называли хорёдами, хориларами, Хори-туматами.

По хоринским легендам, прародитель бурят Барга-батор имел троих сыновей - Илюдэр-тургэна(Олёдоя), Буряа и Хоридоя.

От Илюдэра пошли племена олют-торгутов (ойратов,калмыков),от Буряа - племена Предбайкалья. Хоридой же стал первым нойоном хори-туматов.

У него были три жены - Баргуджин-гоа, дочь Баргудай - мэргэна, Шаралдай и Нагаадай. От Баргуджин-гоа у него была одна дочь - Алан-гоа, родившаяся в Ариг Усе, праматерь Борджигинов - рода Чингисхана, Шаралдай и Нагаадай родили одна пять, другая шесть сыновей.

По их именам и называются 11 основных хоринских родов. Это показывает, что родовая структура у хори была более устойчива, чем у булагатов и эхиритов, рассеявшихся на множество мелких родов, и родовых подразделений.

Вот эти 11 родов - Галзут, Шарайт, Хуасай, Хубдут, Худай (дети Шаралдай);Харгана, Гучит, Бодонгут, Сагаан, Хальбин, Батанай.

Во время монгольского владычества племя хори было уведено в Северо-Восточную Монголию, где прожило до начала 16 века. попадая в зависимость то к одним, то к другим мелким монгольским ханствам.

В конце концов, когда предводительницей хори стала дочь Буянта Засаг-хана из Внутренней Монголии и знатной хоринки Шэнэ Гэрэл, Бальжин хатан, вышедшая замуж за сына монгольского нойона Буубэй-Бэйли Дай-Хунтайжи, хори ушли из Монголии на свои земли, как они уже уходили в 9 веке. Вслед за ними была снаряжена погоня, Буубэй-Бэйли вернул назад своего сына, убегавшего вместе с женой, а позже настиг и Бальжин-хатан. Люди Буубэй Бэйли убили её, и отрезав груди, бросили их в озеро, отчего то стало белым. Хори назвали это озеро Бальжин-нуур (оз.Бальзино в Агинском АО, близ Дульдурги).Хори добровольно приняли русское подданство, сами воевали с маньчжурами, известны сказания о хоринских богатырях Ажирай-бухэ, Бабжа-Барас баторе.

Ныне в степях Аги проживают в основном потомки восьми сыновей Хоридоя, потомки остальных трёх - Батаная, Хальбина и Гучита - в основном населяют степи Хоринска, Кижинги, Еравны, Заиграева, Мухоршибири и Бичуры

Булагаты

Первоначальным местом поселения булагатов является территория по берегам реки Куды (Худайн гол-река свата) в одноименной долине. По версиям исследователей, булагаты являются потомками племени чиносцев, которые в 13 веке были уведены Буха-нойоном в поход в Среднюю Азию, где по тюркской традиции, их называли булагачинами. Позже в середине-конце 14 века по некоторым данным, в предгорьях Монгольского Алтая, близ Тянь-Шаня они образовали ханство булагачи, позже разгромленное войсками Тимура. Неизвестно, вернулись ли булагачи в свои родные края, или остались, но оставшаяся в Предбайкалье группа родов чинос, стала называть себя булагатами.

Позже булататы расселились по берегам рек Ангара, Ида, Ока, Унга, Оса. Сильные булагатские племена ашаагабатов и икинатов жили отдельно на территории современного Нижнеудинского района Иркутской обл. в бассейнах рек Бирюса, Уда (Чуна) и Ока. Ашаагабаты и икинаты простирали своё влияние на карагасов(тофаларов),канских корчунцев,тунгусов,воевали друг с другом. Известно,что икинатский князец Баахай воевал с ашаагабатами, бил их, и позже был разгромлен соединёнными отрядами ашаагабатского Ехэ Улаана и красноярскими - служилыми людьми.

Устная традиция булагатов возводит их родословную к легендарному первопредку Буха-нойону, чьим сыном был Булагат, от которого произошло племя. Однако на деле характер формирования племени значительно сложнее, поскольку по разным родовым группам содержание родословной неодинаково. Время жизни Буха-нойона, которого многие исследователи считают реальной исторической личностью, относится ко временам Чингисхана, и некоторые считают, что Буха-нойон возглавил тумэн (10 тыс.) войск Чингисхана в походе на запад. Следовательно, Булагат жил примерно в конце 13-начале 14 века. Сыном Булагата был Булган-хара (Черный Соболь). В некоторых родословных указывается его брат - Бузган-хара. Сыном Булган-хара был Тугалак, семь сыновей которого и дали потомство булагатам.

Вот некоторые из крупных родов булагат - Алагуев, Хурхутский, Готольский, "Батлаевская семерка" (Батлай), "Бубаевская восьмерка" (Бубай), Харанутский, Хулмэнгэнский,Хогойский, Онгойский, Онхотойский и др. Часть булагатов проживает также на территории современной Бурятии. Нынешние булататы преимущественно проживают в Боханском, Осинском, Нукутском районах Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, частью- в Аларском, Эхирит-Булагатском районах округа и в Усть-Удинском и Балаганском районах Иркутской области.

Хонгодоры

Племя хонгодор к началу 18 века жило на юго-западе Предбайкалья, по соседству с булагатами.

Хонгодоры переселились в Предбайкалье в 1688 году, во время Ойрат - Халхасской войны, когда приближенный халхасского Сайн-хана вождь хонгодоров Бахак Ирбанов, замешанный в конфликте между Сайн-ханом и ойратским Галдан - Бошокту ханом, ушел со своими людьми и дядей-сановником Адаем из рода Бадархан в Предбайкалье, в район Тунки и Закамны.

Вслед за беглецами была снаряжена погоня во главе с Шуухэр(Сухор)-нойоном.

Спасаясь от преследователей, хонгодоры частью ушли в аларскую степь. Шуухэр-нойон же направился в долину Иркута, где разбил Хурэмши-нойона, затем напал на бурят шошолоков, где убил шамана и шаманку. Затем направился в Кудинскую долину.

Узнав о нашествии нойона, булагатские вожди решили не сопротивляться грозному врагу. Приготовили для его воинов богатое угощение. Не тронув булагатов, Шуухэр-нойон пошел в верховья Лены, где напал на эхиритов, и когда он возвращался, отягощенный добычей, булагаты напали на него. Сухор-нойон был тяжело ранен, и вскоре умер, войско его было рассеяно. Некоторые потомки воинов монгольского нойона живут ныне среди булагатов.

Ранее считалось, что хонгодоры являются монгольским племенем, но имеющиеся данные позволяют говорить о том, что они являются ответвлением булагатов, генеалогия которых отводит хонгодоров от сыновей Тугалака-Борюха-тургена и Божин-дахая. Видимо, ушедшие на юг булагаты в итоге сформировались в отдельное племя уже на территории Монголии. Хонгодоры подразделяются на восемь родов, которые имеют номерные обозначения - первый, второй, третий хонгодоровские роды.

Но существуют и именные обозначения - говорится о родах Ашхай, Ашат, Холшо, Даши, Хагта, Дуртэн, Тайбжан, Боолдой. Кроме того, к хонгодорам относят роды булагатов и монголов, присоединившихся к хонгодорам - это роды Тэртэ, Шошолок, Бадархан, Хабарнут, Улахан, Шаранут.

Роды Тэртэ и Шошолок жили в Предбайкалье ещё до прихода хонгодоров. Тэртэ был братом Буура-нойона, образовавшего нойотский род, шошолоки считаются родом небесных кузнецов - дархатов, потомками первого кузнеца Божинтоя, имели сильные шаманские корни. Род Бадархан пошел от дяди Бахака Адая, роды Улахан и Хабарнут образовались уже при приходе хонгодоров в Аларь, род Шаранут жил в Алари до хонгодоров. В конце 17 века хонгодоров насчитывалось около 1300 человек.

В настоящее время хонгодоры проживают преимущественно на территории Закаменского и Тункинского районов Бурятии, Аларском районе Усть-Ордынского Бурятского АО.

Селенгинцы

О селенгинских бурят-монголах упоминается в русских источниках, где описываются монгольское племя табангут, жившее в районе Гусиного озера. Предводителем табангутов был Турухай-Табунан, зять монгольского Сецен-хана. Говорится, что "мунгалы те доброконны и доброоружны", количество их было около 20 тысяч, табангуты были в то время довольно воинственны, ходили на хоринцев, тунгусов. Появились табангуты в Бурятии либо незадолго до прихода русских, либо ещё во времена Чингисхана.

После прихода русских, хотя Турухай-Табунан принял русское подданство, многие табангуты и другие роды ушли в Халха-Монголию.

Сонголы, сартулы - эти роды появились в Бурятии незадолго до Сайнхановских войн 1688 года, когда предводитель монгольских семи хошунов Ухин (Окин-тайжи) с дружиной в 150 воинов ушёл из Халхи на север, в район нынешних сёл Большой Луг и Харлун по обе стороны Селенги. Там Окин встретился с бурятом Мунко, ставшим побратимом - андой Ухина. От них пошли роды сонголов и сартулов. В честь Окина было названо село Окино - ключи. В русских документах того времени они называются долонкошеуновскими мунгалами, т.е. монголами из семи хошунов.

Про род хатагинов упоминается в "Сокровенном Сказании", где говорится, что хатагины входили в коалицию Джамухи, затем передались Чингису. Позже были переселены на территорию нынешней южной Бурятии.

Кроме данных родов, на территории Бурятии проживали хара-монголы,котоые начали приходить из Халхи ещё тогда, когда Чингисхан выделил своему полководцу Сорган-шира и его сыновьям бывшие земли меркитов. В преданиях селенгинцев говорится о их вожде Далай-Даван хане, правившем хара-монголами незадолго до прихода русских. Жили они в Тунгуйской долине, Далай-Даван имел дворец, расположенный близ нынешнего села Сутай. При приходе русских, если верить легендам, хара-монголы Далай-Даван хана ушли обратно в Халху, но кое-кто остался.

Уже в наше время археологи раскопали остатки усадьбы Далай-Даван хана. По их предположениям, её возвели ещё в 13-14 веке, так что хара-монголы обосновались на территории бывших меркитских земель ещё тогда.

Эхириты

Первоначально эхириты селились в верховьях Куды и Лены, и на берегах притоков Лены Манзурки и Анги. (Качугский район Иркутской обл.) Во времена курыкан,очевидно,большая часть чинос, называемая икиресами,перешла Байкал и поселилась на территории Северо-Восточной Монголии. Икиресы фигурируют в “Сокровенном сказании”, упоминается о том, что икиресы были в числе племён,которые возвели Джамуху в гурханы для совместной борьбы против Чингиса,а затем перешли на его сторону, воевали с найманами, кара-китаями. Дальнейшая судьба монгольских икиресов неизвестна,вероятно они тоже рассеялись на просторах Средней Азии.Во времена монгольского владычества эхириты вкупе с булагатами,по мнению некоторых исследователей,составили бурятский племенной союз.Эхириты и булагаты отражали набеги монголов,сами ходили на тунгусов,воевали с саха(якутами),пытавшимися наложить дань на эхиритов. Известна легенда про батора Эдэгэя, победившего сахайского богатыря Хутэ Хошошо, закованного в панцирь, и затем ставшего нойоном эхиритов.

Родословная эхиритского племени обычно начинается с Эхирита,по легенде, родившегося от пёстрого налима и береговой щели Байкала. Буха-ноен в качестве прародителя выступает очень редко, в отличие от булагатов. Эхирит имел одного сына-Зонхи, которого можно рассматривать как своеобразный прототип Тугалака. У Зонхи было четверо сыновей(иногда называется и пятый-Малаан) - Хуудаг Сагаан, Шоно, Абзай и Хэнгэлдэр(порядок тоже различается).Наиболее многочисленное ответвление эхиритов идет от Хэнгэлдэра, который нередко называется сыном Хэрхэлдээ, и следовательно внуком Зонхи. У Хэнгэлдэра было по одним данным трое, по другим-пять сыновей. Довольно крупными родами были Шоно, Буура, Хамнагадай, Хадаалай, Ользонов, Баяндай, Абзай.

Современные эхириты в основном проживают в Эхирит-Булагатском и Баяндаевском районах округа, также в Ольхонском и Качугском районах области. Также живут в Боханском и Осинском районах округа.

Также эхиритские роды можно встретить на территории Селенгинского, Кабанского и Усть-Баргузинского районов республики Бурятия.

Источник: Родное село

В славном городе Ростове у ростовского попа соборного был один-единственный сын. Звали его Алёша, прозывали по отцу Поповичем.

Алёша Попович грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял.

Вот подрос Алёша Попович до шестнадцати лет, и скучно ему стало в отцовском доме. Стал он просить отца отпустить его в чистое поле, в широкое раздолье, по Руси привольной поездить, до синего моря добраться, в лесах поохотиться. Отпустил его отец, дал ему коня богатырского, саблю, копьё острое да лук со стрелами. Стал Алёша коня седлать, стал приговаривать: - Служи мне верно, богатырский конь. Не оставь меня ни мёртвым, ни раненым серым волкам на растерзание, чёрным воронам на расклевание, врагам на поругание! Где б мы ни были, домой привези! Обрядил он своего коня по-княжески. Седло черкасское, подпруга шелковая, узда золочёная.

Позвал Алёша с собой любимого друга Екима Ивановича и поутру в субботу из дому выехал искать себе богатырской славы. Вот едут верные друзья плечо в плечо, стремя в стремя, по сторонам поглядывают. Никого в степи не видно-ни богатыря, с кем бы силой помериться, ни зверя, чтоб поохотиться. Раскинулась под солнцем русская степь без конца, без края, и шороха в ней не слыхать, в небе птицы не видать. Вдруг видит Алёша - лежит на кургане камень, а на камне что-то написано. Говорит Алёша Екиму Ивановичу:

- Ну-ка, Екимушка, прочитай, что на камне написано. Ты хорошо грамотный, а я грамоте не обучен и читать не могу. Соскочил Еким с коня, стал на камне надпись разбирать:

- Вот, Алёшенька, что на камне написано: правая дорога ведёт к Чернигову, левая дорога в Киев, к князю Владимиру, а прямо дорога - к синему морю, к тихим заводям.

- Куда же нам, Еким, путь держать?

- К синему морю ехать далеко, к Чернигову ехать незачем: там калачницы хорошие. Съешь один калач - другой захочется, съешь другой - на перину завалишься, не сыскать нам там богатырской славы. А поедем мы к князю Владимиру, может, он нас в свою дружину возьмёт.

- Ну, так завернём, Еким, на левый путь.

Завернули молодцы коней и поехали по дороге к Киеву. Доехали они до берега Сафат-реки, поставили белый шатёр. Алёша с коня соскочил, в шатёр вошёл, лёг на зелёную траву и заснул крепким сном. А Еким коней расседлал, напоил, прогулял, стреножил и в луга пустил, только тогда отдыхать пошёл.

Утром-светом проснулся Алёша, росой умылся, белым полотенцем вытерся, стал кудри расчёсывать. А Еким вскочил, за конями сходил, попоил их, овсом покормил заседлал и своего и Алёшиного. Снова молодцы в путь пустились. Едут-едут, вдруг видят - среди степи идёт старичок. Нищий странник - калика перехожая. На нём лапти из семи шелков сплетённые, на нём шуба соболиная, шапка греческая, а в руках дубинка дорожная. Увидал он молодцов, загородил им путь:

- Ой вы, молодцы удалые, вы не ездите за Сафат-реку. Стал там станам злой враг Тугарин, Змея сы.н. Вышиной он как высокий дуб, меж плечами косая сажень, между глаз можно стрелу положить. У него крылатый конь - как лютый зверь: из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит. Не езжайте туда, молодцы!

Екимушка на Алёшу поглядывает, а Алёша распалился, разгневался:

- Чтобы я да всякой нечисти дорогу уступил! Не могу я его взять силой, возьму хитростью. Братец мой, дорожный странничек, дай ты мне на время твоё платье, возьми мои богатырские доспехи, помоги мне с Тугарином справиться.

- Ладно, бери, да смотри, чтобы беды не было: он тебя в один глоток проглотить может.

- Ничего, как-нибудь справимся! Надел Алёша цветное платье и пошёл пешком к Сафат-реке. Идёт. на дубинку опирается, прихрамывает...

Увидел его Тугарин Змеевич, закричал так, что дрогнула земля, согнулись высокие дубы, воды из реки выплеснулись, Алёша еле жив стоит, ноги у него подкашиваются.

- Гей, - кричит Тугарин, - гей, странничек, не видал ли ты Алё-шу Поповича? Мне бы хотелось его найти, да копьём поколоть, да огнём пожечь.

А Алёша шляпу греческую на лицо натянул, закряхтел, застонал и отвечает стариковским голосом:

- Ох-ох-ох, не гневись на меня, Тугарин Змеевич! Я от старости оглох, ничего не слышу, что ты мне приказываешь. Подъезжай ко мне поближе, к убогому. Подъехал Тугарин к Алёше, наклонился с седла, хотел ему в ухо гаркнуть, а Алеша ловок, увёртлив был, - как хватит его дубинкой между глаз, - так Тугарин без памяти на землю пал.

Снял с него Алёша дорогое платье, самоцветами расшитое, не дешевое платье, ценой в сто тысяч, на себя надел. Самого Тугарина к седлу приторочил и поехал обратно к своим друзьям. А так Еким Иванович сам не свой, рвётся Алёше помочь, да нельзя в богатырское дело вмешиваться, Алёшиной славе мешать Вдруг видит Еким - скачет конь что лютый зверь, на нём в дорогом платье Тугарин сидит. Разгневался Еким, бросил наотмашь свою палицу в тридцать пудов прямо в грудь Алёше Поповичу. Свалился Алёша замертво. А Еким кинжал вытащил, бросился к упавшему, хочет добить Тугарина... И вдруг видит- перед ним Алёша лежит...

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика